|  Президент Путин сейчас лицом к лицу столкнулся с руководством Евросоюза в ходе сложившейся напряженной ситуации по поводу российской энергетической политики, которую обе стороны уже приравнивают к новой холодной войне.
 Местом проведения саммита ЕС-Россия, собирающегося дважды в год, где будут присутствовать три представителя ЕС высшего ранга, является курортный город Сочи на юге России - там в прошлом имела обыкновение отдыхать верхушка коммунистической партии.
 Умиротворяющий пейзаж, как ожидается, станет фоном для яростной перепалки между Москвой и Брюсселем, которые, по мнению некоторых аналитиков, вошли в стадию наиболее серьезного кризиса в отношениях. Этот саммит - первое мероприятие подобного рода с того момента, как российская газовая монополия "Газпром" запятнала безупречную репутацию России как надежного энергетического поставщика, временно приостановив поставки газа Украине в ходе спора о ценах в январе.
 Кроме того, этот саммит рассматривают как генеральную репетицию саммита G8, который состоится в июле в Санкт-Петербурге. На будущий саммит также падает тень в связи с тем, что Запад обеспокоен использованием Кремлем энергетических ресурсов в качестве политического оружия.
 Обе стороны пытались проявлять оптимизм, когда в Сочи прибыли глава Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу, австрийский канцлер Вольфганг Шюссель, чья страна председательствует в этом году в ЕС, и верховный представитель Евросоюза по внешней политике Хавьер Солана.
 Ожидается, что они подпишут соглашение, с помощью которого упростится процедура получения виз для поездок в ЕС россиян и процедура депортации в Россию нелегальных иммигрантов в ЕС.
 Однако в отношении ключевого вопроса - энергетической безопасности, как полагают аналитики, шансы совершить прорыв равны нулю. Не в последнюю очередь потому, что ни Австрия, ни Финляндия, которая станет следующим председателем ЕС, не могут выступать в одной весовой категории с Россией.
 "Это будет очень сложный, очень напряженный и полный противоречий саммит, в особенности по вопросам энергетики, - говорит Евгений Волк из московского представительства исследовательского центра Heritage Foundatio. - Отношения России с ЕС сейчас достигли самой низшей точки, начиная с того момента, как они впервые установились".
 Евросоюз, который получает примерно 25% нефти и газа из России, хочет получить гарантии Москвы, что она не позволит вновь политике оказать влияние на поставки, а также стремится найти альтернативные источники энергии в Африке и Центральной Азии. Евросоюз хочет, чтобы Москва ратифицировала Договор к Энергетической хартии, подписанный в Лиссабоне в 1994 году. Эта ратификация разрушила бы монополию "Газпрома" на трубопроводы. 
 "Было бы великолепно, если бы Россия воспользовалась моментом и в качестве председателя G8 ратифицировала Договор к Энергетической хартии, - говорит комиссар ЕС по внешней политике Бенита Ферреро-Вальднер. - Это способствовало бы созданию выигрышных отношений в области энергетики для ЕС и России".
 Россия хочет от ЕС гарантий того, что Европа будет оставаться стабильным потребителем российских нефти и газа, при этом она неоднократно угрожала начать поиски альтернативных рынков в Азии, в особенности в Китае. Россия отказывается ратифицировать Договор к Энергетической хартии в его настоящей форме и возмущена разговорами в ЕС, а именно в Великобритании, о запрете на покупку энергетических активов для "Газпрома".
 Министр энергетики РФ Виктор Христенко в понедельник написал обращение к представителям ЕС, где уверял, что "нет никаких причин сомневаться" в твердых намерениях России продолжать поставлять в Европу энергетику. Баррозу назвал это письмо "очень убедительным", но Игорь Шувалов, высокопоставленный советник Кремля, в интервью российской газете, опубликованном во вторник, продемонстрировал гораздо большую бескомпромиссность.
 "Вы хотите наши нефть и газ? Мы вам их даем и таким образом стабильно обеспечиваем глобальное экономическое развитие", - сказал он.
 "При этом наши энергетические компании - на взаимной основе - развивают свой бизнес за рубежом. Мы будем осуществлять свою экспансию и дальше - нравится это нашим европейским партнерам или нет". 
 Баррели и проценты
 45% нефти, импортируемой в ЕС, поступает с Ближнего Востока
 К 2030 году 90% нефти, используемой в ЕС, должно будет импортироваться
 40% импортируемого в ЕС газа, поступает из России, 30% - из Алжира
 К 2030 году более 60% импортного газа предположительно будет поступать из России
 К 2030 году 66% угля, используемого в ЕС, согласно прогнозам, будет импортироваться
 |